Из жизни бывалого рыболова

Бывалый рыбацюга Уважаемые читатели, недавно я прочитал в газете «Рыбацкий вестник», что любой желающий может написать в редакцию и его письмо гарантированно опубликуют. Если это не пустые обещания, то это моя первая публичная заметка на девятом десятке.

Живу в городе Запорожье, рыбачу более пятидесяти лет, как летом, так и зимой. Как-то само собой сложилось, что зимняя рыбалка мне нравится больше. С наступлением календарной зимы я с нетерпением жду, когда водоемы покроются ледяным панцирем и у меня появится возможность порыбачить на заветных местах. Хотя, скажу я вам, с каждым годом добираться до излюбленных мест становится все труднее. Возраст.

За годы моей рыболовной практики было немало случаев, когда кто-то из рыболовов проваливался под лед, да и я иногда по своей беспечности возвращался домой мокрым. О некоторых из этих случаев, порой трагических, хочу рассказать вам.
Как-то одна из моих поездок на Каховское водохранилище в район станции Попово, началась с опоздания на электричку, можно сказать день с самого утра не заладился. Пришлось ждать следующую. Когда приехал на место, то все удачливые рыболовы уже рассредоточились по акватории безграничного водоема. Лед был хороший, толстый, так как несколько недель стояла устойчивая минусовая погода. В километре от берега довольно плотной группой, кто в палатках, кто под открытым небом сидели рыбаки. На этот перспективный участок отправился и я. На полпути обнаружил, что мне преграждает путь достаточно широкая (один метр) трещина. Но как говорится «охота пуще неволи», решил перепрыгнуть, бросил на ту сторону рыболовный ящик и пешню, немного разогнался и прыгнул, кромка обломилась, и я пошел под воду. Дна под ногами не было, глубина в месте падения более пяти метров. Погрузившись под воду открыл глаза и выплыл на поверхность. После нескольких попыток удалось оттолкнуться ногами от противоположной кромки и вылезти на ту сторону, где был мой ящик и пешня. Понятное дело, рыбалка была окончена, но теперь нужно было перебраться на лед со стороны берега. Первым делом снял и перебросил мокрую и тяжелую фуфайку, а за ней ящик и пешню, разогнавшись преодолел преграду. Отойдя на безопасное расстояние, разделся догола и выкрутил одежду. Наспех оделся и побежал к берегу поближе к железнодорожной станции. На берегу мне встретился рыбак, который поджидал электричку после ночной рыбалки, он то мне и помог собрать хворост и развести огонь. Так у костра я и дождался электрички, на которой вернулся в город. Благо, после незапланированного купания остался здоров, даже насморк не подхватил.
Как говорится: «Рыба ищет где глубже, а рыбак – где рыба». Как-то поехал с другом на Каховское водохранилище, под Никополь, станция «Ревун». Эти места я очень хорошо знаю, обловил в этом районе каждый залив, хорошо знаком с рельефом побережья. Погода в ту зиму не радовала стабильным минусом, заморозки сменялись оттепелями, менялось направление ветра, скакало давление. В тот день клевала мелкая разнорыбица и все рыболовы кочевали с места на место в поисках белее или менее стабильного клева.
Громкий крик застал меня за пробитием очередной лунки, это мой друг, который рыбачил ближе к берегу, узнал от местных жителей, что в километре, ближе к заливу провалился человек, одна голова торчит из-под воды. К утопающему бросились несколько рыболовов, в месте провала лед казался очень ненадежным. На более-менее безопасном участке связали шарфы и привязали к пешне. Пешню бросили утопающему, который настолько замерз и выбился из сил, что не мог адекватно разговаривать. Он схватил ее и потянул, обессиленного человека сильным мужчинам с ходу вытянуть не удалось, мешал скользкий лед. Утопающий из последних сил пытался выбраться из полыньи, срывался со льда, уходил под воду с головой, но держался за пешню мертвой хваткой. Борьба за жизнь продолжалась несколько минут и закончилась успешно для человека, попавшего в беду.
Спасалки бывалого рыбацюги Следующая история закончилась трагически в районе села Подпорожнянка, которую рассказал мне мой давний товарищ. Испытывал на прочность один рыболов лед, сравнительно не далеко от берега и провалился по грудь в воду. Ноги на дне, а вылезти не может. Начал звать на помощь, услышали крик дети, пришли посмотреть. Мужик им кричит: зовите взрослых на помощь. Дети сообщили старухе, живущей неподалеку, та пришла, посмотрела, пошла к соседу, а его дома не было. Пока нашли людей, лестницу, пришли к берегу, над лункой никого не было, Подумали, что выбрался сам, а позже выяснилось, что погиб.
Как-то в оттепель, на реке Днепр (Днепровское водохранилище), в нескольких километрах от Гадючьей балки, я ловил окуня, клев был слабый. Рыболовы, которые ловили неподалеку, прослышали, что в заливе клюет хорошая плотва. Многие собрали вещи и отправились в балку.
Я еще посидел с полчаса, смотал удочки и отправился вслед за ищущими удачу собратьями-рыболовами. При подходе к берегу залива услышал крики рыбаков, которые предупреждали меня об опасности, в нескольких метрах от берега образовалась полынья, позже я узнал, что один рыболов в этом месте провалился под лед, а второй пытался ему помочь и тоже угодил в воду, ни одному не удалось выбраться.
Как-то на заре своего увлечения, ранней весной, отправился на Днепр, в район «Великого Луга». Вышел на остановке «Интернат» и мимо футбольной базы «Металлург» спустился к реке. Еще на прошлой неделе лед был крепким и рыба хорошо клевала. Первое, что бросилось в глаза, на реке не было рыбаков, берег оттаял, и до льда было несколько метров. Внешне лед казался довольно надежным, и я решил не менять планов, нашел заваленное дерево, по нему перебрался на лед и направился к старым лункам, которые совсем недавно радовали хорошими поклевками. С сильным потеплением лунки увеличились в три раза, и хоть лед был еще толстый, решил не испытывать судьбу и перейти к «Маяку», где небольшие глубины. Благо идти всего каких-то 500 метров. Подойдя к месту, несколько успокоился и зрительно начал выбирать, где рубить лунки. И в этот момент, без треска, лед подо мной начал прогибаться, а вода не проступала. Понял, что опасности не избежать, направился к берегу, но через несколько шагов провалился под лед. Благо, в моих руках были специальные приспособления, с помощью которых выбрался на берег. Уже позже я узнал – чем глубина меньше, тем быстрее тает лед – под воздействием солнца.
В тот день мне удалось спастись благодаря незамысловатым самоделкам (спасалкам), которые всегда лежат в моем рыболовном ящике, а в случае опасности в карманах.
Изготовить их достаточно просто: в две деревянные ручки, вырезанные на токарном станке, под слесарный инструмент (напильник, рашпиль, рукоятка для ножовки), забиваются гвозди 150 мм и обрезаются, оставляя 2,5 см, сверху ручек крепится веревка (по типу детской скакалки). Это сравнительно простое приспособление, на мой взгляд, должно быть у каждого рыболова, в минуту опасности простые деревяшки с гвоздями позволят выбраться на лед без дополнительной помощи и спасти любому рыболову Жизнь.
Желаю рыболовному братству крепкого здоровья и весомых трофеев!

Евгений Владимирович СТАРОДУБ.

f tw yt25 moymir ok vk Google-plus2

Стрелково-тренировочный центр «Территория Z»