Свежа рыбка для ранки присыпка…

rib – Твой муж рыбак, так? Отсюда и пляши. Намочи на девять дней самого худшего, какого найдешь, оселедца в горелке и дай своему легкоголику выпить на похмелку. А то еще можешь пополоскать в вине живого линька и заставить съесть его…

Эти наставления мне довелось услышать в одной деревушке на реке Припять. К хозяйке, в доме которой мы остановились, забежала соседка. Заскочила на минутку, однако, как водится, задержалась на целый час. Слово за слово и стала жаловаться на своего непутевого муженька, который запил горькую. Хозяйка и выдала рецепт. Что-то подобное мне приходилось читать в одной старинной врачебной книге, о чем пойдет речь дальше.
В народной медицине у рыбы свое, хоть и скромное, но устойчивое незаменимое место. С детства мне знаком запах и вкус рыбьего жира, которым поправляли мой истощенный болезнями организм. Я вспомнил его, когда пришлось зимой провести несколько дней в чуме у ненецких рыбаков. Их завтрак состоял в основном из хлеба, который ненцы макали в рыбий жир. На морозе он поддерживал силы рыбаков не хуже оленины. На обед, как правило, варилась рыбья похлебка, а на ужин ели строганину, жареную рыбу. Давно известно, что по питательности и вкусовым свойствам мясо рыбы не уступает мясу теплокровных животных, а по усвояемости превосходит его. Считается, что рыбный стол «здоровее» мясного, а потому питающиеся чаще рыбой дольше живут, меньше болеют, избавлены от многих старческих недугов. Рыба (особенно нежирная пресноводная) входит в блюда, предназначенные для диетического питания. До сих пор на Севере фельдшера прописывают занемогшим, ослабевшим после болезни уху из «сущика» (сухой рыбы, высушенной в печи), а в Сибири, если роженица разрешалась ночью, то утром ее старались накормить рыбьими пирожками.
rib1 Я уже упоминал о рыбьем жире. Он повсеместно использовался и сельскими кулинарами, и народными врачевателями. В Забайкалье вытопленным из голомянки – мелкой байкальской рыбы, живущей в очень глубоких местах – жиром лечили ревматизм. Тресковым жиром поили золотушных детей. Кстати, на Кубани золотушные язвы посыпали порошком из пережженной на сковороде рыбьей чешуи.
В народной медицине рыба использовалась чаще всего для лечения горячки: как водяное существо с холодной кровью она способна загасить или остудить жар. С этой целью давали больному высушенную рыбку, извлеченную из внутренностей щуки, окуривали его рыбьими костями с рождественского стола, прикладывали к ступням ног половинки линя, живьем разрезанного вдоль.
Разные недуги – различные способы их врачевания и разные породы рыб, способные в той или иной степени повлиять на течение болезни. Желчью щуки натирали глаза при куриной слепоте. Суеверная народная терапия нашла связь между эпилепсией и вьюном: хорошим средством при падучей считалось глотание живого вьюна. Возможно, здесь играла роль схожесть движений вьюна и судорог при падучей. Немецкие рыбаки называли линя рыбным лекарем – считалось, что раненые рыбы трутся около линей, и раны быстро заживают.
Существовало множество «рыбных» способов лечения лихорадки, лучшим средством считалась рыбья желчь. Ее разбавляли водой, ставили в теплое место на 6 суток и принимали три раза в день но полрюмки. Больному клали за пазуху сушенную, особого сорта рыбу, пойманную ночью. Обыкновенно рыба спит по течению реки: это – «добрая» рыба. Есть однако рыба, которая спит против течения: эта рыба злая и в ней живет дьявол. Ее то и клали за пазуху страдающему лихорадкой.
В качестве лечебного средства у знахарей в почете была рыбья печень. Печенью налима, например, белорусы лечили бельма. Ее вынимали из живого налима, помещали в бутылку и сгнившей печенью мазали глаза три раза в день на рассвете, в полдень и на закате солнца. А вот что писал Л. Сабанеев о лине: «В Германии и Швеции мясо линя, в особенности печень, считается целебным средством от многих болезней как людей, так и животных, например, его употребляют от лихорадки и от головной боли».
Подобное лечи подобным. Этого правила гомеопатов народные лекари придерживались, пробуя излечить запойных пьяниц. Скажем, для изгнания алкогольного беса они использовали рыб, для которых жидкость была жизненно важной средой. А именно от чрезмерного употребления жидкости и страдали пьяницы, Живую щуку помещали в посудину с водкой и настаивали 12 дней. Щука дает много слизи, и настой протухает. Им поили пьяницу, приговаривая: «Как щука не терпит вина, так бы не терпел его раб Божий».
Большим распространением среди знахарей пользовался такой способ лечения, как передача болезни. Из рыб для передачи болезни большую роль играла щука: на нее переводилась желтуха, для этого садили в лохань с водой одну или несколько живых щук. Больной наклонялся к лохани, пристально смотрел на щук и при этом часто сплевывал в лохань. Щуки глотали слюну, и желтуха переходила на них. Сначала у них делались желтыми глаза, а потом они и сами начинали желтеть.
В большом почете у знахарей были раки. В некоторых местах при переломах употреблялась присыпка из высушенных толченых раков. При водянке использовался пепел сожженных раков с водой. От лихорадки клали живых раков в чашку, куда вливали полкружки «пенного вина», затем вынимали их, сушили на печи, толкли в порошок и настаивали в этой полкружке вина. Полученную настойку давали больным по рюмке перед приступом. Шейки раков, разрезанные пополам, прикладывали несколько раз в день к ранкам при раке.

Владимир СУПРУНЕНКО.

f tw yt25 moymir ok vk Google-plus2

Стрелково-тренировочный центр «Территория Z»

Генеральный дистрибьютор в Запорожье, Шторм

Дистрибьютор в Запорожье двигателей Парсун и лодок Шторм

Книга Спиннинговая рыбалка

Ваше фото